Я Пишу Сценарии

Я Тоже
3 истории от 1-го автора
реальная история из жизни, рассказ про жизненный опыт

Пари. Часть 1

Сценарий
ТЕКСТ НА ВЕСЬ ЭКРАН
Что подарить человеку, у которого есть все? Историю подарка.
Как заинтересовать человека, у которого есть все? Показать ему возможность, которую он может потерять.
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 1814 год. Город Мертир-Тидвил, Уэльс, Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.
Поместье владельца металлургического завода. Роды. Мальчик.
Амбарная книга, желтая бумага. Перо выводит: “Джон Юз”.
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 1868 год. Ноябрь.
Просторный зал того же поместья.
Оживленный диалог на английском языке с русским переводом и титрами.
На столе лежит несколько фотографий. На фото: вид деревни, дома, крестьяне, степь.
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
Джон! Ты решил построить металлургический завод в чистом поле?!
ДЖОН стоит, склонившись к столу, ставит подписи на документах. Не отрываясь от бумаг поправляет, на плохом русском, с английским акцентом.
ДЖОН
В южной степи… Это судьба и холодный расчет!
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
В России?! Это безумие!
ДЖОН
Посмотрим… Русские держат слово, а потому знают ему цену.
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
У тебя все есть: деньги, почет и признание твоих заслуг перед королевством... Зачем, Джон?
ДЖОН
Скучно...
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
Это авантюра!
ДЖОН
Это пари!
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
С самим собой?!
ДЖОН с усмешкой, выпрямляется во весь рост.
ДЖОН
Пари с Судьбой! Судьей которому будет моя Совесть…
Название фильма, на весь экран: ПАРИ
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
А как же Ле Пле?
ДЖОН
Ле Пле в первую очередь человек. А человеку свойственно ошибаться. И он ошибся!
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
Ты уверен?
ДЖОН
Более чем. Шоры... Ты думаешь целью моего посещения России была увеселительная поездка?
Недолгое молчание.
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
А неудача завода в Лисичанске?
ДЖОН усмехается.
ДЖОН
Профессионал — это страшная сила! Разница лишь в профиле: один из дерьма конфетку сделает, другой — наоборот. Помнишь, как в детстве: пазл. Чтобы найти решение, необходимо найти недостающий компонент, его верную форму, положение и… картинка сложится!
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
И какой компонент?
ДЖОН говорит, но слов не слышно. По губам читается: “фокус”. ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): Фокус.
ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
Use the means...
ДЖОН и ПОЖИЛОЙ ГОЛОС (хором)
...and God will give the blessing!
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): Используй возможности — и Господь благословит!
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 1888 год. Февраль. Юзовка.
Морозно. Звуки прибывшего паровоза, вид из окна купе: клубы пара. Дымка рассеивается, видна вывеска “Станция Рудничная”.
Слышны крики носильщиков, путейцев.
Станция, клубы пара. Появляется немолодой МУЖЧИНА в шубе с чемоданом в руке. За мужчиной идет НОСИЛЬЩИК, настойчиво предлагает свои услуги, но получает отказ.
НОСИЛЬЩИК
Знатный у Вас чемодан, барин!
МУЖЧИНА
Благодарю, голубчик. Сам делал.
НОСИЛЬЩИК недоумевает.
МУЖЧИНА
Любезный, подскажи лучше, где у вас чая можно откушать?
НОСИЛЬЩИК указывает на пристанционный трактир.
На дороге грязь непроходимая.
Базарная площадь, раскинувшаяся неподалеку от металлургического завода.
Люди всех сословий: покупают, продают, праздно шатаются между лавками.
МУЖЧИНА с трудом и упорством пробирается через грязь, с интересом рассматривает лавки, прохожих.
Надпись: “Обжорные ряды”.
Кухарки в тулупах стоят над своими котлами, непрерывно помешивая варево. На столах печеные яйца, хлеб, нарезанный крупными ломтями, пирожки, расстегаи. Многочисленные оголодавшие посетители. Земля возле кухарок — настоящее болото.
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 1895 год. Декабрь. Юзовка, Бахмутский уезд Екатеринославской губернии, Российская империя.
Просторный зал двухэтажного дома. Мужчина (ДЖОН Джеймс Юз (сын)) держит в руках газету. На странице объявление о шестнадцатой Всероссийской промышленной и художественной выставке промышленных и кустарных промыслов, которая пройдет в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Джон говорит на русском с английским акцентом.
ДЖОН
Необходимо что-нибудь этакое! Диссонанс…
Крупный план: КУЗНЕЦ в металлургическом цеху. Шумно. КУЗНЕЦ говорит громко.
КУЗНЕЦ
Из говна — конфетку? Это мы можем!
КУЗНЕЦ разворачивается в сторону.
КУЗНЕЦ
Филипп! Давай рельс!
Поворачивается обратно.
Грохот, шум и работа цеха заглушают голос кузнеца. Он, ухмыляясь, смотрит в камеру и воодушевленно высказывается, слов не слышно.
Его помощник ФИЛИПП с грохотом сгружает рельс, кивком уточняет: зачем?
КУЗНЕЦ подкручивает ус и, подмигивая, перекрикивает шум цеха.
КУЗНЕЦ
Диссонанс делать будем! За пару дней управимся!..
Горящие угли в печи кузницы, крупный план, треск раскаленных углей.
Треск древесины, камера отдаляется — горит костер.
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 1985 год. Июль. Ростовская область, СССР.
Два мальчика: ШАТЕН лет восьми и БЛОНДИН лет девяти. Бросают пустые емкости от дихлофоса в костер. Стреляют из банок с карбидом. В большой луже запускают горящий кораблик, груженый ампулами с лекарствами.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Это история о людях, характерах, примерах, решениях, влиянии и Судьбе.
Частный дом, кухня, перед столом ОТЕЦ и жалующийся, всхлипывающий сын (ШАТЕН). Сидят на стульях друг напротив друга.
ОТЕЦ
Глаза не три, сопли подбери. Пойми: хочешь, не хочешь… Если зреет драка — дерись! Ты — мужик! Драться — надо! Понял?
СЫН
Понял… Надо.
ОТЕЦ
Когда ты бил, в груди екало?
СЫН
Да…
ОТЕЦ
Пусть не екает, бей не жалея... Тебя никто не будет жалеть!.. Победишь — потом будешь решать, кого жалеть! Надо! Понял?
СЫН
Понял! Надо…
Задний двор советского Дворца Культуры. Парк. 9 мальчишек. Среди них: ШАТЕН, БРЮНЕТ лет 12 (выше шатена на голову), БЛОНДИН. Оживленная беседа, спор.
ШАТЕН
Возможно все!..
ШАТЕН и БРЮНЕТ спорят. Начинают толкаться, товарищи сдерживают обоих. БРЮНЕТ задирается, толкая и передразнивая ШАТЕНА, тот бросается. Мешанина, ШАТЕН получает пощечину от брюнета. Один из товарищей становится между оппонентами.
БРЮНЕТ
Делом докажи!
С крыши ДК в небо взмывает, хлопоча крыльями, стая голубей. БРЮНЕТ поднимает голову.
БРЮНЕТ
Яйца голубей достань!
БЛОНДИН
Ты же знаешь, он высоты боится!
БРЮНЕТ смотрит свысока. ШАТЕН, вырвавшись из держащих его рук, пристально смотрит на брюнета, толкает локтем в бок блондина.
ШАТЕН
Пошли...
БЛОНДИН и ШАТЕН из валяющихся ведер, 200 литровой бочки и досок мастерят лестницу на ступенях к козырьку черного входа.
Остальные семеро сидят в тени деревьев, переговариваясь, наблюдают.
Залезли, прошли по крыше, забрались на чердак. Опилки, лучи света через дырки в шифере. Пугающиеся птенцы и взрослые голуби. Яйца голубей в гнездах.
Оба мальчика справляют малую нужду. БЛОНДИН высмаркивается и вытирает нос
БЛОНДИН
Чуть не сорвались!.. Яйца бери.
ШАТЕН берет в руку два голубиных яйца, смотрит на них, кладет обратно.
ШАТЕН
Уже…
Проходят по крыше, спускаются на козырек. ШАТЕН свисает, ищет ногой ведро. Ведро падает. Висит, спрыгивает, за ним — БЛОНДИН. Подходят к встающей компании.
БРЮНЕТ
И где яйца?
ШАТЕН пристально смотрит, толкает и бьет в челюсть БРЮНЕТА. Тот падает, смотрит, оперевшись на локти.
ШАТЕН
У меня...
Школьный класс. Вечер. ШАТЕН выжигает рисунок на фанерной доске электрическим выжигателем. Рисунок — кренящийся фрегат, пробивающийся сквозь бурю в океане. Волны, порывы ветра.
Сверстники, занимающиеся тем же занятием.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: мужчина лет 40, шатен, среднего роста, обычного телосложения, с усами.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Если Вы спросите меня: с чего все началось? Я отвечу, что не знаю. Точнее, не уверен наверняка! Но думаю, с гремучей смеси, из которой состою я, также, как и любой другой человек… Из того, что мы получаем от своих предков, от родителей, от школы и учебных заведений, из опыта, получаемого на протяжении всей жизни.
Думаю, знаменателем являются мечты, желания и цели, которые каждый загадывает и ставит перед собой, начиная с детства и заканчивая старостью, осознанно или неосознанно.
Думаю, начало в том, как ведет себя человек в той или иной ситуации, как использует полученный опыт (если вообще использует), чем руководствуется. Начало в выборе, который мы делаем раз за разом. Мы можем кардинально изменить любую ситуацию, сделав только один шаг.
Когда я восклицаю: “Почему? И за что мне все это?!” Самому себе говорю: “Это следствие твоего выбора! Не это загадывал? Не думал? Не нравится? Вспомни, задумайся — и ты поймешь, что нет смысла искать виновных на стороне, все дело в тебе!
Меняй свое желание, делай выбор!”
Думаю, все начинается с детства, с того, что в тебя закладывают родители, с того, что в детстве на тебя производит впечатление и что является для тебя примером и образцом для поведения.
Это как таблица умножения, от которой ты не в восторге в начале изучения, а во взрослой жизни ты это знание используешь и не обращаешь на это внимания.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Интересный выбор. Почему именно это?
ШАТЕН
Не знаю. Нравится. Мое...
Стол. Альбом. Старые черно-белые фотографии.
Первая фотография: группа бравых всадников времен Великой Отечественной войны, на лошадях, с саблями и винтовками. Надпись на знамени свидетельствует о принадлежности к коннице Буденного.
Красные подушечки с размещенными на них орденами и медалями. “Взятие Будапешта”, “За Отвагу”. Потрепанный военный билет с истертой фотографией.
На экране всплывают и исчезают названия войн: Первая мировая, Финская, Халхин Гол, Великая Отечественная.
Вторая фотография: женщина, сидящая на низком стульчике возле коровы в поле. Доярка. Лето. Ведро рядом, наполовину заполненное коровьим молоком. Смотрит снизу вверх, щурясь от лучей солнца, улыбается.
Орден Ленина в раскрытой коробке. Герой труда. Грамоты с флагами — советская тематика. 1960-е годы.
Третья фотография: группы женщин, работниц швейной фабрики “Рукавичка”. 1970-е годы.
Четвертая фотография: шахтеров, только поднявшихся из забоя. Черные от угольной пыли. В касках, робе, сапогах. Уставшие, но довольные, улыбающиеся лица. На фоне черноты выделяются белые улыбки.
Пятая фотография: улыбающийся столяр, оперся на верстак, смотрит в объектив. Рубанок, крупная деревянная стружка, деревянные доски.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Если говорить обо мне, то мои прадеды, деды, прабабушки и бабушки были и остаются воинами, защитниками, тружениками земли и производства. Мои родители с детства учили меня, что труд облагораживает человека. Поэтому я “дружу” с лопатой и знаю, где у нее кнопка. Я бы даже сказал, что я “дурной до работы”.
Детская комната советского школьника. Звучит песня А. Градского из “Узник замка Иф”.
Кровать, ковер на стене у кровати. Большой плакат с Юрием Гагариным на стене, напротив кровати.
Старый шкаф с зеркалом, печь. Стол, на нем раскрытая книга, страница с рисунком из “Честного слова” Леонида Пантелеева. Рядом книга “Продавец воздуха” Александра Беляева.
Экран телевизора “Электрон”.
Кадры из австралийский мультсериала “80 дней вокруг света”: Филеас Фогг, Мистер Фикс.
Кадры из мультфильма “Ух ты, говорящая рыба!”
Кадры из фильма ”Узник замка Иф”: главный герой брошен в море в мешке, освобождается, разрезая мешковину.
Стрелы пронзают воду, тонет топор, перевязанный красной лентой, под водой плывет ШАТЕН. Выныривает, вставляет деревянный нож в рот, оборачивается — на берегу ватага мальчишек, одетых как индейцы, с луками, копьями, в боевой раскраске, копируют клич индейцев, трясут своим оружием. Поворачивает голову — впереди плывут трое его друзей, смеются.
Кадры из телевизионной передачи. На весь экран телевизора надпись “Возможно ВСЕ!”
Рисунок “Никогда не сдавайся” (цапля, лягушка) приклеен к дверце шкафа.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Если подумать: что в детстве и юношестве произвело на меня впечатление и как на мне отразилось? Литературное произведение “Честное слово” Леонида Пантелеева. Что явилось результатом? Буквальное понимание и отношение к вещам, поступкам и словам. Не всегда уместное, но вряд ли с этим уже что-то поделаешь. Какой мультфильм? Австралийский мультсериал “80 дней вокруг света”, снятый по мотивам произведения Жюля Верна. Причем главный герой Филеас Фогг мне нравился и одновременно нервировал: как можно все предусмотреть и выкрутиться из любой западни? Мне также нравился и мистер Фикс, но не своими выходками, а стремлением к достижению цели и бесконечным фонтанированием вариантов путей для достижения цели. Был еще один, точнее, один из серии мультфильмов армянского цикла, о веселых и находчивых мальчиках: “Ух ты, говорящая рыба!” (“Делай добро и бросай его в воду”). Мне нравилась “говорящая рыба” в образе юноши, он был на позитиве, много говорил и не терял логической цепочки фраз! Какая телевизионная передача? “Возможно ВСЕ!” Не помню о чем, но помню название передачи в ярких огнях на весь экран телевизора и собственные мысли: “А правда… ВОЗМОЖНО ВСЕ!” Кто были мои герои? Мне нравился Зверобой (из одноименного фильма), запомнился момент, когда герой сдержал слово, данное ранее, о том, что сам придет к вождю индейцев в назначенное время, и его действия после этого. “Узник замка Иф” Одесской киностудии. С музыкальным сопровождением в исполнении Александра Градского. Пример ситуации, когда ты ни при чем, так вышло, и ты можешь сдаться, либо, раз уж так сложились обстоятельства, искать вариант выбраться. Пусть даже твои поиски не сразу увенчаются успехом, борьба — лучше нытья и безволия. В юношестве я, как и все, участвовал в конкурсе “А ну-ка, парни”. Запомнился конкурс скартошкой: кто быстрей очистит. Мой соперник обрубил клубень с 4-х сторон, а я чистил, как это принято... Конкурс выиграл соперник, что я понял?
Внимательно слушайте условия конкурса!
Компания из семи 19-летних парней играют в карты, среди них — повзрослевший ШАТЕН. Играет с банкиром. Вид прикупа карт глазами ШАТЕНА. Открывает прикуп к двум картам — король треф, выбрасывает на стол — десятка червей, семерка пик, король треф. Оппонент потрясен, игроки в восторге, ШАТЕН забирает банк.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Если говорить об учебе в высшем учебном заведении, то весь второй курс института я проиграл в карты со своими товарищами. Результаты такого времяпрепровождения я расхлебывал в течение всего лета, до следующего курса, при помощи и участии своего отца. Та ситуация дала определенного рода опыт и наложила отпечаток на личность. Хоть я и решил летом, что больше не играю, это не помешало мне играть в первые 3-4 месяца третьего курса, но все это закончилось само собой и азарт ушел, точнее, сублимировался. Как? Так выходило, что я обыгрывал всех товарищей под ноль, и спустя определенное время со мной уже не садились играть.
Теплая осень. Аудитория института. Философия.
Вторая половина дня, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — мужчина, лет 40, худощав, рост 1.85 метра, начинает лысеть, борода формы “лопата”, одет скромно, очки в роговой оправе, крупная линза.
За последним столом: ШАТЕН (1,80 метра, побрит, пострижен, брюки, туфли, рубашка, пуловер) и РЕПЕР (1,70 метра, коротко стрижен, выбрит пробор в брове, бейсболка на столе, широкие джинсы, кроссовки, свободная рубашка в крупную клетку поверх футболки) внимательно слушают преподавателя.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
В то же самое время, на втором курсе, я с одним из своих товарищей не пропускал такую пару, как философия. Почему? Преподаватель философии был и остается учителем от Бога. Суметь заинтересовать и донести всю витиеватость и неудобство своего предмета, оперируя простым языком без потери важности и смысла, таким персоналиям, как я с товарищем на тот момент… Это надо уметь!
Территория учебной дивизии, лето, тротуар возле трехэтажных казарм, мимо проходит взвод солдат с офицером.
Группа солдат человек 12-17 возле курилки: площадка среди крон деревьев, по центру урна, вокруг, по периметру — лавочки. 5-7 солдат курят, остальные слушают пожилого, невысокого роста старшего ПРАПОРЩИКА (знаки отличия указывают на разведбат, крепок, в хорошей физической форме, глаза горят озорными огоньками), который показательно отчитывает НОВОБРАНЦА (детина 2,10 метра, крепок, алый румянец, весь “в мыле”, стоит по стойке “смирно”).
ПРАПОРЩИК
Разведчик должен не только добраться до пункта назначения, но выполнить задание и вернуться домой, потому как есть еще чем заниматься.
Камера удаляется от людей, уходит в сторону, затем вверх.
Панорама учебной дивизии, близлежащий лес, болота, дорога в лесу, через участок с молодыми недавно посаженными саженцами сосен.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Армия? Я уволился старшиной. Для мужчины это время не должно быть самым или единственным ярким моментом самореализации за всю жизнь. Как говорил один прапорщик из разведбата: прямая речь в описании действия. Является ли хорошее воспитание, обучение и хороший пример залогом того, что Вы будете всегда правы, а Ваши поступки — верны? Не думаю. Это правило, которое ты выучил, а правильность его применения и применение вообще зависит от тебя самого. Это как правила дорожного движения: ты их выучил, знаешь, не нарушаешь, и вот ты переходишь пешеходный переход, тебя одна машина пропускает, а вторая — давит. Кто виноват? Ты! Хотя какая разница, если тебя задавили? Вы спросите: и что же? А если учился плохо, иначе складывались обстоятельства, и так далее? Отвечу: нет! Был свидетелем, участником (и неоднократно) ситуаций, когда человек совершает поступки, которые были ему не свойственны, меняет видение и мышление, в хорошем и плохом смысле этих слов. Что есть у человека всегда, везде, и никто этого не отнимет, если сам не отдашь? Выбор. Как говорил пожилой водитель, с которым я работал однажды: “Не теряй себя, ты — человек! Даже в сложной ситуации ты можешь подумать и остаться самим собой, принять то решение, которое будет достойно того, чтобы не стесняться своего выбора и поведения, но не потому, что ты нашел и поверил в оправдание, а потому что так велит тебе сердце и ум.” (Он, конечно, был более краток, но смысл сказанного остался неизменным).
Ранняя осень. Утро. Ливень.
Дождевая вода заливает брошенный во дворе велосипед Салют. Вода стекает с верхушки пирамиды (1,5 метра, сбита из досок, засыпана землей, в которой посажены кусты клубники), переливаясь от верхнего уровня к нижнему.
Ручьи дождевой воды стекают в огород частного дома. Веранда. ШАТЕН собирает провиант на рыбалку: 2 коробка от спичек (в одном спички, в другом соль), 2 газеты (“Известия” и “Правда”), большой термос для чая, буханка серого хлеба, кусок сала с прорезью, 2 луковицы, 6 вареных куриных яиц.
ОТЕЦ, стоит в дверях, спокойно смотрит на приготовления, улыбаясь.
ОТЕЦ
Ты никуда не пойдешь! Ливень, промокнешь…
ШАТЕН нарезает хлеб.
ШАТЕН
Па, место отличное, там даже дождь есть где переждать.
ОТЕЦ
Клева не будет.
ШАТЕН
Виталик придет — а меня нет. А я обещал...
ОТЕЦ
У Виталика такой же ливень за окном, как и за твоим. Он тоже понимает, что ты не придешь!
ШАТЕН заворачивает хлеб, сало, лук и вареные куриные яйца в газету. Яйца и лук откатываются по очереди, ШАТЕН их ловит.
ШАТЕН
Папа! Мы договорились!
ОТЕЦ борется со смехом, хмурит брови, напускает серьезный вид.
ОТЕЦ
Значит, так: ты никуда не идешь! Этот ливень надолго, клева не будет, друг не придет! Ясно?
ШАТЕН смотрит в глаза отца. Опускает сверток на стол, руки опущены.
Молчание. Взгляд ОТЦА непоколебим. ШАТЕН опускает взгляд, говорит расстроено.
ШАТЕН
Ясно…
ШАТЕН оставляет сверток на столе, проходит в дом мимо ОТЦА.
ОТЕЦ за спиной сына рукой проводит по своему лицу, улыбаясь. ШАТЕН ушел.
ОТЕЦ с улыбкой закатывает глаза:
ОТЕЦ
Вот упертый!..
Открывает дверь веранды, смотрит во двор, в небо, улыбаясь.
ОТЕЦ
В кого?
Ухмыляется.
Громко хлопает деревянной дверью. Закрывает дверь на крючок изнутри, идет в дом.
ШАТЕН в своей комнате, рисует цветными карандашами. В комнату заглядывает ОТЕЦ.
ОТЕЦ
Есть хочешь?
ШАТЕН поворачивается.
ШАТЕН
Нет, я порисую.
ОТЕЦ
Я покемарю, приходи, фильм посмотрим…
ШАТЕН
Хорошо, докрашу рисунок…
ОТЕЦ уходит.
Рисунок: цапля и лягушка. ШАТЕН раскрашивает рисунок, затем буквы. Открывается надпись: “Никогда не сдавайся!”
Слышен храп отца, гул телевизора.
ШАТЕН выводит восклицательный знак и поднимает голову на плакат Ю. Гагарина.
Думает. Смотрит на будильник, стоящий на столе. Берет клей-карандаш, обводит обратную сторону рисунка клеем по периметру и крест на крест. Поворачивается на стуле и клеит на шкаф, давя тыльной стороной ладони.
Веранда.
ШАТЕН кладет сверток и термос в коричневый детский рюкзак. Берет снасти, надевает плащ, сапоги и тихо прошмыгивает на улицу. Пригнувшись, минует два окна.
ШАТЕН под козырьком одноэтажной старой школы, промокший. Смотрит на памятник Ленину, новую трехэтажную школу, клумбы, спортивную площадку. Все залито дождевой водой, ливень не прекращается.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
О чем я думал и были ли в моей голове мысли о последствиях? Нет, этих мыслей точно не было!
Я решил, что дождь закончится, все решится благополучно! Когда я добрался до школы, я действительно промок до нитки, простояв там минут 20, я понял, что все-таки что-то пошло не так.
ШАТЕН пригибается, проходя под двумя окнами частного дома. Двор. Снимает рюкзак и оставляет его под козырьком веранды, идет к погребу, открывает дверь, ставит удочки и оставляет промокший дождевик, бежит к веранде.
Тихо открывает дверь, чтобы не скрипела, раздевается до трусов на входе, выкручивает промокшие штаны и свитер с рубашкой. Высмаркивается на улицу.
Ложится на стол провиант в промокшей газете и ставится термос.
Одетый в сухую одежду, ШАТЕН ест провиант и запивает чаем из большой кружки, глядя через окно во двор. Ливень не прекращается.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Но я решил, что поступил честно, слово сдержал, и пошел домой. О моей вылазке папа не узнал, вещи я припрятал и они просохли. Другу о том, что я приходил, я тоже не сказал, я в принципе даже не обижался, я поступил так, как считал нужным. Мы обсудили дождь, и я сказал, что тоже решил не идти на встречу, потому как ливень! Какой урок из этого я вынес? Свой!
Я решил, что, пожалуй, размышлять и поступать нужно более логично, но так, чтобы слово сдержать, поступить честно и самому не оказаться в затруднительной ситуации. Логично — это то, чему научил меня отец. Что-то не понятно — подумай, составь цепочку. Логично — значит, правильно, нет — значит, что-то не так.
Этот термин я слышал с раннего детства. Сначала я смотрел на отца и думал: “Что это? Как?”
Потом эта схема стала частью меня, и свои действия я неосознанно проверял и проверяю по сей день.
Это не решение всех вопросов, но в основе своей механика проверки — логична!
Школьный класс, УЧИТЕЛЬ: женщина, сидит за столом.
Ученики подходят, расписываются в ведомости, получают оплату. Довольные, хвастаются. Подходит ШАТЕН, старательно выводит роспись в ведомости. Садится за парту, сворачивает бумажные деньги, кладет в нагрудный левый карман пиджака школьной формы, засыпав мелочь, прижимает рукой, чтобы карман не топорщился.
Парк. Тропинка, ШАТЕН, расставив руки в стороны, бежит домой. Портфель болтается за спиной, нагрудный карман пиджака топорщится. Имитирует звук летящего самолета.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Моей первой работой, за которую я получил оплату, была прополка грядок с капустой от сорняков. В школе, не помню, в каком классе, любому желающему предоставлялась возможность принять участие в прополке грядок капусты на совхозном поле. План на день был, если не ошибаюсь, 2 грядки. Папа наточил мне тяпку, я привязал ее к раме велосипеда и погнал на борьбу с сорняком. Через какой-то промежуток времени труженики получали оплату, если я не ошибаюсь, разрешалось даже что-то накалякать в ведомости при получении. Сумма была то ли 4,20, то ли 6,10 рублей. Что я чувствовал? Я был молод, полон сил и доволен собой!
Лето. Июль. Ферма. ШАТЕНУ и ДРУГУ по 13 лет. Подходят к коровнику.
ДРУГ
Договариваемся: я главный…
ШАТЕН
Почему?
ДРУГ
Я придумал!..
ШАТЕН
Кто договорится — тот и главный!
ДРУГ
Тогда я первый!
ШАТЕН
Хорошо…
Открывают ворота, заходят. Коровы в загонах, мычание коров, щебечут ласточки, кружат вокруг своих гнезд под потолком. Писк птенцов.
Проходят в середину, никого нет. ДРУГ робеет, ШАТЕН толкает локтем в бок.
ШАТЕН
Ну… Веди, главный!
Проходят дальше, резко открывается дверь, быстро выходит МУЖЧИНА, идет в сторону мальчиков. Мальчики вздрагивают.
МУЖЧИНА
Вам чего?
ДРУГ
Мы пастухи, работу ищем…
МУЖЧИНА
Пацаны идите отсюда, не нужен никто… Пастухи…
Мальчики за МУЖЧИНОЙ выходят на улицу. Яркий свет солнца, голубое небо.
Камера поднимается вверх: мальчики направляются к следующему коровнику.
Дорога, вид из окна автомобиля: лето, мелькающие деревья посадки, столбы, поля, солнце пробивается сквозь ветви деревьев.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Позже, когда мне было лет 13, я работал подпаском, вместе с товарищем. На летних каникулах мы отправились на ферму в поисках работы пастухами.
Во втором месте нам улыбнулась удача в лице дородной доярки, которая сказала, что для пастухов мы молоды, а вот в помощники пастуху сгодимся, и отправила нас в контору. За ту работу я получил 150 рублей. Прошел определенный промежуток времени, я закончил школу, институт, отслужил в армии, поработал в охране. “Акклиматизировавшись” на гражданке решил, что все-таки институт заканчивал не зря, и решил искать себя в работе, хотя бы отдаленно находящейся в том направлении, на которое учился.
Специальность, которую я получил в институте, звучала гордо и многообещающе: менеджер внешнеэкономической деятельности!
ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ (ВНИЗУ): 2009 год. Сентябрь.
Новый автомобиль оранжевого цвета маневрирует в потоке городского движения.
Светлый салон, на зеркале заднего вида болтается освежитель воздуха — желтый смайлик, на торпеде приклеена фигурка из киндера “летящий супермен” с поднятой рукой.
На торпеде с водительской стороны планшет с бланком и зажатой в скрепке ручкой.
На пассажирском сиденье открыт ноутбук, бумажный стакан с кофе в подстаканнике, провода мобильной зарядки для телефона и ноутбука.
Правая рука на коробке передач, резкое переключение передачи, автомобиль реагирует. Обручальное кольцо, приглушенно играет радио (“хаус”).
Черный костюм в тонкую серую полоску, черные туфли, белая рубашка, черный галстук. Побрит, пострижен. ШАТЕН: 30 лет, разговаривает по телефону через гарнитуру, несколько линий, одновременно пьет кофе, поглядывает на экран ноутбука — открыта электронная почта.
Окно приоткрыто, гул автомобильного движения. Едет быстро, маневрирует.
ШАТЕН
Виталик, я вовремя, она на месте? Боцман? Жди…
Переключает линию.
ШАТЕН
Сергей…
Слушает собеседника, смеется:
ШАТЕН
Все андер контрол? Хорошо… Визит/заявка?..
Слушает, перебивает:
ШАТЕН
Что там Триада?
Смеется.
ШАТЕН
Проект остановлен… Будем думать, что с Вами делать… Вот лапатули какие… Красавчик… Давай, жми… Вы с Лео по оборудованию определились?
Слушает, смотрит в телефон, переключает линию.
ШАТЕН
А вот и Леопольд, набери его, скажи: я сказал. И пусть на часы смотрит, а то зашьется.
Переключает линию.
ШАТЕН
Саркози…
Слушает, тянется за планшетом, смотрит пометки, пьет кофе.
ШАТЕН
Елена Анатольевна?..
Слушает.
ШАТЕН
Ты после инкассации домой? Коля, зачем тебе офис, едь к жене и ребенку, дурень… Не устраивай Простоквашино: бег ради фото, бег ради “снимок отдать”…
Слушает, перебивает.
ШАТЕН
Делегируй Сереге — сегодня он “лошадь”.
Слушает, перебивает:
ШАТЕН
Коля, жим-жим? Вы равны, узнаю, что ты был на офисе, или что твои бумажки не получены Серегой, а кем-то другим, или вообще не получены — пеняй на себя… Что долго объяснять? Какой порядок делегирования? Имеешь желание пройтись по теории? Пиши “след в след”... Ну а к чему эти сопли?.. Давай, построже с ним.
Смеется, разговор окончен.
ШАТЕН
Нам хлеба не надо, нам зрелищ давай...
Звук нового электронного письма. Жмет на педаль газа, увеличивается громкость музыки, автомобиль ревет и ускоряется.
Парковочное место у большого продуктового магазина. Красный Шевроле, рядом ждет ВИТАЛИК: 25 лет, рост 1.95, худой, черные волосы, гладко выбрит, черная рубашка с длинным рукавом, черные брюки, черные туфли, блокнот в руках, немного нервничает.
Звук закрытия двери авто, тихое срабатывание сигналки. ШАТЕН идет навстречу, застегивает пуговицы пиджака, в руке блокнот.
ВИТАЛИК улыбается.
ВИТАЛИК
Опоздал…
ШАТЕН
Задержался...
ШАТЕН смотрит на часы на правой руке — циферблат повернут на сторону пульса. Идут к черному входу большого магазина.
ШАТЕН
Цель визита?
ВИТАЛИК
Выйти из болота через намеренное обострение или создание конфликта!
ШАТЕН
Зачем?
ВИТАЛИК
Обстоятельства. Сложившаяся ситуация неразрешима в текущем режиме, но нам ли быть в печали!
ШАТЕН улыбается.
ШАТЕН
Нервничаешь.
ВИТАЛИК поджимает губы.
ШАТЕН
Я говорю, ты слушаешь, про себя ведешь беседу. Обращусь к тебе во взгляде или повороте — отвечаешь коротко, не трои. Боцман как всегда на апломбе?
ВИТАЛИК угукает, ухмыляется.
Проходят в помещение через летнюю дверь: легкий каркас из дерева, обит антимоскитной сеткой, прилегающая комната — дверь открыта. Мимо ПЕКАРЬ в белом халате проносит свежую выпечку на разносе.
Входят в комнату, ВИТАЛИК приветствует трех женщин за столами.
ШАТЕН
Добрый день, дамы! Светлана, привет!
СВЕТЛАНА: молодая женщина в белом халате за столом. Поднимает голову.
СВЕТЛАНА
Какие люди!..
ШАТЕН
А как же Виктор Павлович без Вас?..
СВЕТЛАНА
Пошел он…
ШАТЕН
Подожди, еще позовет!
СВЕТЛАНА
В третий раз не вернусь — не ценит, сволочь...
ШАТЕН
А здесь?
СВЕТЛАНА указывает глазами на КАССИРА: женщину лет 55, худую, похожа на строгого учителя со стажем, сидит боком.
СВЕТЛАНА
Бывало и похлеще!
СВЕТЛАНА и ШАТЕН понимающе улыбаются. ШАТЕН кивает вправо.
ШАТЕН
У себя?
КАССИР
Да.
СВЕТЛАНА
Заходи, не теряйся…
ШАТЕН
Дамы, был рад Вас видеть! Берегите себя! Без красоты этот мир совсем загнется!
ВИТАЛИК (КАССИРУ)
Маргарита Павловна, я еще вернусь.
КАССИР макает пальцы в губку, считает деньги, молча смотрит поверх очков, кивает. Дамы польщены, довольные, возвращаются к своим делам.
ШАТЕН и ВИТАЛИК в прямоугольном кабинете, в середине. Напротив — окно, два стола, небольшой шкаф, формирующий зональность пространства у окна, дверь за спинами вошедших. Стоят, присесть не предложено.
В кабинете ЛЮДМИЛА Алексеевна: хозяйка сети магазинов, женщина среднего роста, лет 55, худая, в прошлом — учитель русского языка.
ШАТЕН
Людмила Алексеевна, добрый день! Спасибо за уделенное время! Меня зовут Александр, я новый супервайзер Виталика.
ЛЮДМИЛА собирает со стола какие-то документы, смотрит за шкаф. Оттуда выходит ее сын БОЦМАН: молодой человек, 25 лет, рост 1,90, худой, белая кожа, рыжий, модная прическа, рыжая борода, коричневые джинсы, светлый пиджак с налокотниками, кремовая рубашка. Держит себя высокомерно, подбородок всегда приподнят.
ЛЮДМИЛА
Здравствуйте! На самом деле я очень спешу, что Вы хотели?
ШАТЕН кивает БОЦМАНУ, тот не реагирует, смотрит молча.
ШАТЕН
Хочу лишь представиться, и констатировать факт того, что Ваши цифры выборки нашей продукции на данный момент могут быть увеличены в разы. Не знаю, почему этого не произошло раньше.
ЛЮДМИЛА
Конечно, цифры малы, кто Вам мешал договориться об установке оборудования, предложить нам бонусы, скидки… Деньги для нас не проблема… От Вашей компании ничего не дождешься. Вон, другие — весы подарили, скидку нам увеличили просто так, между прочим! Открытки на праздники, поздравления! Сколько себя помню, ничего от Вас не получала!..
ШАТЕН
Людмила Алексеевна, понимаю Ваши эмоции, и полностью с Вами согласен, такое отношение к клиенту всегда являлось непозволительным расточительством. Я не могу отвечать за всех предыдущих своих коллег, но открыт диалогу на предмет выстраивания нашего взаимовыгодного сотрудничества. Именно поэтому я здесь!
ЛЮДМИЛА смотрит на БОЦМАНА.
ЛЮДМИЛА
Павел Александрович, мне говорил, показывал Ваши запросы на размещение оборудования, но они неприемлемы!
БОЦМАН ставит левую руку на пояс, отодвигая полу пиджака. ВИТАЛИК отворачивает голову вправо, скрывая улыбку.
ШАТЕН
Это наброски, мы открыты диалогу и, я уверен, мы сможем найти решение, которое позволит учесть все потребности и пожелания с минимальными потерями для обеих сторон.
ЛЮДМИЛА
Нет, Вы слишком много хотите, начнете требовать, условия ставить…
ШАТЕН
Людмила Алексеевна, мы, как и каждая компания или сеть, работаем согласно внутренним Правилам и Уставу! Каждый, кто хочет чего-либо достичь, стремится к контролю своих процессов и расходов.
ЛЮДМИЛА молчит, смотрит на ШАТЕНА.
ШАТЕН
Поэтому прежде чем предоставить скидку, наш дистрибьютор хочет понимать (небезосновательно), за что он платит… “Просто так” — у нас не существует.
ЛЮДМИЛА
Нет, мы не будем ничего менять! Тем более, почему мы должны вам верить?
ШАТЕН
Все договоренности фиксируются в доп. соглашении, с планограммами размещения и долями полок. Даже при смене супервайзера или агента договоренности остаются в силе, ведь договор будет заключен между вами и дистрибьютором.
ЛЮДМИЛА
Еще и планограммы…
ШАТЕН
Людмила Алексеевна, Вы как никто знаете, что цифры — это упертые показатели, я готов разложить Вашу выборку попозиционно, в разрезе каждого магазина сети, за последние 3 месяца. Я покажу пример другого клиента, не раскрывая контактов, со схожими исходными данными, какие цифры можно получить, приложив минимальные усилия: корректировка ассортимента, товарного запаса, смена места размещения, планограммы и установка оборудования. Просто воспользуемся калькулятором, а Вы перепроверите цифры по своим внутренним отчетам на предмет соотношения оборачиваемости и прибыльности нашей продукции и конкурентов.
ЛЮДМИЛА
Нет, Вы знаете, ..?
ШАТЕН
Александр.
ЛЮДМИЛА
Не будем мы этим заниматься, открывать Вам свою информацию…
ШАТЕН
Я говорил о перепроверке с Вашей стороны…
ЛЮДМИЛА
Нет, от Вас толка не будет… Ни поздравлений, ни скидок, столько работаем, выбираем, продвигаем Вашу продукцию — а Вам все мало…
ШАТЕН
Т. е. для того, чтобы обелить имидж нашей компании в Ваших глазах, я должен за все года, которые компания представлена на рынке нашего региона (а еще лучше — с года открытия Вашего первого магазина), посчитать количество всех прошедших праздников, юбилеев и знаменательных дат, умножить это количество на 1,3% (как компенсацию за несвоевременность), заполнить открытки поздравлениями и отправить этот контейнер к Вам? И может быть, после этого, Вы подумаете о снисхождении к нашей компании в виде Вашего внимания?! Благодарю за потраченное время, жаль!.. Но мы не руководствуемся и не приемлем ведение бизнеса посредством ультиматумов, вне зависимости от их формы! Только открытый диалог и взаимовыгодное партнерство! Всего доброго!..
ШАТЕН и ВИТАЛИК стремительно идут по темным пролетам коридоров магазина.
ШАТЕН
Боцман грустный какой-то...
ВИТАЛИК
Люда подарила ему на день рождения последний Пассат, он размолотил его той же ночью, пытаясь сделать полицейский разворот на парковке ночного клуба с девочками, подшофе!..
ШАТЕН
Все живы?
ВИТАЛИК
Люди — да, Пассат на фул не тянет, а то, что есть, уже не комильфо!..
ШАТЕН
А я то думаю… Ан нет, не показалось!..
Подходят к ранее посещенной комнате. ВИТАЛИК заходит и обращается к кассиру, ШАТЕН, не заходя в помещение, смотрит на СВЕТЛАНУ, работающую за компьютером.
Та поднимает голову, ШАТЕН подмигивает ей. Обращается к ВИТАЛИКУ.
ШАТЕН
Я у машины.
У машины. ВИТАЛИК подходит.
ШАТЕН
Что это было?
ВИТАЛИК
Шеф, еле сдержался, Павел Александрович!
ШАТЕН смеется.
ШАТЕН
Держи себя в руках, в следующий раз — выхватишь…
ВИТАЛИК
Ты конечно отжег, видел их лица?!
ШАТЕН
Как давно здесь Света?
ВИТАЛИК
Пару недель…
ШАТЕН
Как будешь дальше работать с клиентом?
ВИТАЛИК смеется.
ВИТАЛИК
После этого — не знаю...
ШАТЕН
Где возможности?
ВИТАЛИК
Там где... Потребности, проблемы?..
ШАТЕН
Почему с вопросом? Ты не уверен? Ну!
ВИТАЛИК не понимает.
ШАТЕН
Света любит Рафаэлло.
ВИТАЛИК молчит, смотрит.
ШАТЕН
Чем ценна Света ?
ВИТАЛИК раздувает щеки, смеется на выдохе.
ВИТАЛИК
Только слепой не увидит, что можно оценить у Светы!
ШАТЕН смеется.
ШАТЕН
Придурок!.. Она умеет читать между строк! Кем она была у Антибиотика?
ВИТАЛИК
Управляющей...
ШАТЕН
Она оптимизировала ассортимент и запас товаров в его сети, расставила по приоритетности поставщиков. Прищучила всех продавцов. Сейчас она на новом месте, используется Людой, как свежая кровь… Ей необходимо, помимо прочего себя зарекомендовать, показать, верно?.. Где твои возможности?
ВИТАЛИК недоумевает, вытаращил глаза:.
ВИТАЛИК
Вряд ли она сможет кардинально повлиять на заявки, только пришла…
ШАТЕН
Не то, еще!
ВИТАЛИК молчит.
ШАТЕН
Мы глушим их по базовой цене, они платят по факту — это скидка в 2%, без всяких доп. соглашений.
ВИТАЛИК
Схема рабочая: клиент не в курсе, дистр доволен…
ШАТЕН отрицательно качает головой.
ШАТЕН
Из-за такого отношения, мы имеем то, что имеем — эмоции Люды не беспочвенны!
ВИТАЛИК
Она тоже хороша!.. Сдаюсь, шеф…
ШАТЕН
Покупаешь маленький Рафаэлло, идешь
5 месяцев назад
82 просмотра
Nekto
муж., 36-40 — 96 историй
Ваш ответ: