Педагогический прием
Я работаю в системе образования, и самые интересные истории в моей жизни связаны именно с этой сферой. И, конечно, многому из того, что я использую в своем общении с учениками сейчас, я научилась у своих школьных учителей. Одной из первых вспоминается такая история, которая случилась, когда мы учились уже в десятом или одиннадцатом классе.
Следуя какому-то глупому веянию молодежной моды несколько учеников в нашем классе начали интересоваться идеями фашизма. И вот, при проверке дневников у одной из учениц классная руководительница обнаружила в дневнике запись «День рождения Гитлера» - соответствующее число месяца было всячески выделено, обведено и празднично раскрашено. Эмоции классной руководительницы, которая сама была блокадницей, по этому поводу несложно представить, но просто ставить двойку или вызывать родителей она не стала.
Вместо этого на ближайшем уроке в нашем классе она провела следующее обсуждение. Она сказала: «Давайте посмотрим, как много могут сказать о человеке несколько слов цифр. Вот, например, даты жизни одного неизвестного вам писателя, а также место его рождения и смерти. Что мы можем сказать о нем?» Оказалось, что даже такая скудная информация позволяет понять довольно много – какие исторические события пришлись на годы жизни этого человека, как он к ним относился, каков мог быть его жизненный путь… Многие наши предположения учительница тут же подтверждала цитатами из биографии.
- Но это работает не только для известных писателей. Вот, например, что вы можете предположить о человеке, который написал в своем дневнике: «20 апреля – день рождения Гитлера»?
Между тем, большая часть класса даже не знала, что речь идет о ком-то из учеников, так как история этой записью в ее дневнике еще не стала известной. Поэтому в выражениях не стеснялись: «Может быть, этот человек вообще не знает, что такое Великая Отечественная война? Или не из России? Даже если у него никто из родных, дедов, не воевал, все равно сложно представить, чтобы отмечал такой праздник…» И так далее. В итоге ученица сама вызвалась высказаться, извинилась, и сказала, что поняла глупость своего поступка.
И поняла не только она одна – обсуждение подействовало и на многих других учеников, и больше этой «моды» у нас в классе не было. А если бы классная руководительница ограничилась двойкой или каким-то другим похожим наказанием, это подействовало только на одну бы ученицу, и при этом она вряд ли бы на самом деле поняла, за что ей попало. Хороший учитель объясняет ошибки, а не просто наказывает.
Следуя какому-то глупому веянию молодежной моды несколько учеников в нашем классе начали интересоваться идеями фашизма. И вот, при проверке дневников у одной из учениц классная руководительница обнаружила в дневнике запись «День рождения Гитлера» - соответствующее число месяца было всячески выделено, обведено и празднично раскрашено. Эмоции классной руководительницы, которая сама была блокадницей, по этому поводу несложно представить, но просто ставить двойку или вызывать родителей она не стала.
Вместо этого на ближайшем уроке в нашем классе она провела следующее обсуждение. Она сказала: «Давайте посмотрим, как много могут сказать о человеке несколько слов цифр. Вот, например, даты жизни одного неизвестного вам писателя, а также место его рождения и смерти. Что мы можем сказать о нем?» Оказалось, что даже такая скудная информация позволяет понять довольно много – какие исторические события пришлись на годы жизни этого человека, как он к ним относился, каков мог быть его жизненный путь… Многие наши предположения учительница тут же подтверждала цитатами из биографии.
- Но это работает не только для известных писателей. Вот, например, что вы можете предположить о человеке, который написал в своем дневнике: «20 апреля – день рождения Гитлера»?
Между тем, большая часть класса даже не знала, что речь идет о ком-то из учеников, так как история этой записью в ее дневнике еще не стала известной. Поэтому в выражениях не стеснялись: «Может быть, этот человек вообще не знает, что такое Великая Отечественная война? Или не из России? Даже если у него никто из родных, дедов, не воевал, все равно сложно представить, чтобы отмечал такой праздник…» И так далее. В итоге ученица сама вызвалась высказаться, извинилась, и сказала, что поняла глупость своего поступка.
И поняла не только она одна – обсуждение подействовало и на многих других учеников, и больше этой «моды» у нас в классе не было. А если бы классная руководительница ограничилась двойкой или каким-то другим похожим наказанием, это подействовало только на одну бы ученицу, и при этом она вряд ли бы на самом деле поняла, за что ей попало. Хороший учитель объясняет ошибки, а не просто наказывает.
1287 просмотров